Скованные Одним Флешмобом


Соцсети — какОс, как говорят у нас. Это по-нашему, по-гречески, значит зло. Вы, наверное, не верите, но я готова привести доказательства: κακός — вот оно. Тем не менее, иногда самым удивительным образом именно фэйсбуки и иже с ними заставляют прикоснуться к прекрасному, интересному, забавному и даже разумному там, где этого не ожидаешь.

Я, конечно, шарю правдоподобные посты «пропал» и «помогите» и просто бесполезные, но понравившиеся материалы. Иногда даже участвую в обсуждениях неполитических  и неспортивных явлений. И почти всегда принимаю предложения присоединиться к очередному социально-массовому чэлленджу. (Ice-bucket я, правда, пропустила по состоянию здоровья, пожертвовав на него «штрафную» сумму.)

Так, получив очередной призыв поддержать художественный флешмоб, я приняла его как данность, не подозревая, сколько неожиданных открытий и интересных наблюдений я сделаю за несколько дней.

Оговорюсь только, что дальше речь пойдет о дилетантском восприятии мира искусства, поэтому не торопитесь критиковать.

Подсмотренное на Чужих Стенах

Увидев на стене у коллеги картину Joachim Patinir, я достала из самых отдаленных чуланов памяти информацию, что «кажется, он считается одним из родоначальников пейзажной живописи старого света».

Rest during the Flight to Egypt by Joachim Patinir

Rest during the Flight to Egypt by Joachim Patinir

Поставила «лайк» под изображением с сопровождающим текстом, согласно которому «залайкавший» получает хужожника, чьей работой нужно будет украсить свою стену, и стала ждать.

В ответ на свой «лайк» я ожидала Пикассо, Дали, Ван Гога, ну или там Кандинского, Петрова-Водкина или еще какую-нибудь знакомую по урокам МХК и курсу искусствоведения в университете фамилию. Однако, мои ожидания меня подвели. Я получила автора, чью фамилию, к своему стыду, даже не слышала.

От Нашей Стены — Вашим

Моей эстафетной палочкой стала Marlene Dumas. Нидерландская художница южноафриканского происхождения, наиболее известная как автор картины The Visitor, которая в 2008 году была продана на аукционе Sotheby’s за сумму свыше шести миллионов долларов! Это аукционный рекорд для живущей женщины-художника. На холсте 180 на 300 изображена группа жриц любви в тоскливом ожидании.

The Visitor by Marlene Dumas

The Visitor by Marlene Dumas

Marlene Dumas также известна своими экспрессивными портретами и провокационными образами, связанными с различными общественными табу. За это ее и любят, и не любят.

Evil is banal by Marlene Dumas

Evil is banal by Marlene Dumas

Для своей стены я выбрала именно автопортрет Marlene Dumas. Для тех, кого привлекла внимание рыжеволосая дама, у меня тоже был свой запас любимых художников.

Еще со времен частых визитов в The National Gallery мне запал английский художник, творивший на рубеже 18-19 веков. Творивший преимущественно пейзажи. Более того, пейзажи своих родных мест — Саффолка и окрестностей. Художник-романтик John Constable не добился коммерческого успеха при жизни, но по сей день его работы популярны и востребованы среди коллекционеров. Наиболее известные его картины изображают Salisbury Cathedral.

View of Salisbury Cathedral from the Bishop's Grounds by John Constable

View of Salisbury Cathedral from the Bishop’s Grounds by John Constable

John Constable — в числе моих любимых художников вопреки моим предпочтениям в живописи. Я искренне считаю себя приверженцем менее «классического» изобразительного творчества. Однако, как минимум еще одним пейзажистом, покорившим мое воображение в свое время, стал художник с беларускими корнями — Витольд Бялыницкий-Бируля. Его пейзажи мне казались какими-то особенно трогательными. Потом я узнала, что именно «трогательностью» он и отличался официально — развивал традиции «русского лирического пейзажа».

Две Лодки кисти Витольда Бялыницкого-Бирули

Две Лодки кисти Витольда Бялыницкого-Бирули

Особое эстетическое удовольствие мне доставляет созерцать (и ничего не понимать) произведения сюрреалистов и абстракционистов. Наверное, поэтому в числе моих «фаворитов» представители всяческих околомодернистских течений больше, чем, например, классических пейзажистов.

Так, в число тех, чьи работы меня заинтересовали попала Mimi Parent, с творчеством которой я познакомилась случайно. Статья о ней проскочила в ленте в твиттере. Канадская сюрреалистка обладает совершенно особенным видением мира, которое заставляет реагировать на себя нечто подсознательное.

A sign, a Swan by Mimi Parent

A Sign, a Swan by Mimi Parent

Желающих получить от меня художественную эстафетную палочку больше, к сожалению, не оказалось. Но я не в обиде. Я бы тоже не доверяла своему эстетическому вкусу!:) Зато я с большим удовольствием напросилась на бонусных художников от других участников арт-флешмоба.

От Ваших Стен — Моим

Ярчайшим открытием стала для меня Beatriz Milhazes — современная бразильская художница. Увидев ее работу однажды, всегда будешь узнавать этот неповторимый стиль, яркость и броскость, эффект от которых усиливается тем, что во всех работах художница использует правильные геометрические фигуры. Наверное, каждую картину можно было бы разобрать на символы, но лично мне достаточно того сильного общего впечатления, которое производит любая Работа Beatiz, будь то картина или коллаж. Критики говорят, что художница сочетает латиноамериканские изобразительные традиции с современным европейскими. Что бы это не значило на их художественном языке, для простого зрителя это настоящий фейерверк карнавала Рио в сочетании с джунглями Амазонки, симметричностью Бразилиа и трущобами Сан-Пауло.

Avenida Brasil by Beatriz Milhazes

Avenida Brasil by Beatriz Milhazes

Благодаря флешмобу, я вспомнила о еще одном интереснейшем художнике — M. C. Escher. Наверное, все пытались «дойти до конца», осмысливая его «Относительность».

Relativity by M.C.Escher

Relativity by M.C.Escher

Голландский художник-график своими работами создал собственную теорию относительности, бесконечности и симметричности. Не зря его относят к имп-артистам от слова импоссибл. Для среднестатистического мозга с невысоким уровнем креативности в крови не то, что творить, но и пытаться понять такое творчество — это самый настоящий импоссибл. Работы Эшера википедия называет элитарным искусством по той же причине — автор не понятен рядовому зрителю.

Как человек, далекий от искусства, я считаю, что понимать его не обязательно. Искусство надо чувствовать.

Butterflies by M.C.Escher

Butterflies by M.C.Escher

Почувствовать с удовольствием мне захотелось и еще одного автора — Павла Филонова, который также прилетел ко мне из фейсбучного френдлиста. И это один из тех моментов, когда особенно приятно становится от того, что среди твоих онлайн друзей — люди разносторонние, интересные и очень разные.

Павел Филонов — официально русский авангардист, а сам себя считал аналитическим художником-исследователем. Не ходить привычными тропами — это, безусловно, исследование, поэтому, глядя на работы Филонова, не возникает вопросов, за что он наградил себя таким званием.

Лики кисти Павла Филонова

Лики кисти Павла Филонова

Как и положено гению, художник был недооцененным при жизни. Он скончался в 1941, и только спустя 50 лет, в начале 90-тых прошлого века, после выставки его работ в музее центра Жоржа Помпиду Филонов пополняет список классиков искусства 20 века. При жизни художник принципиально не продавал своих работ за границу, оставив своё наследие сёстрам. Наиболее значительная часть этого населения теперь — в Русском музее.

Тоже Подсмотренное на Чужих Стенах

Арт-флешмоб так меня увлек, что я беззастенчиво прошлась по стенам своих контактов, чтобы не упустить элементов творческого коллажа, разбросанных там и тут. С чувством гордости за себя и свое образование отметила, что хотя бы Шишкина, Айвазовского, Левитана, Шагала, Климта и Магритта я узнаю без помощи друга.

Волна (1895) кисти Ивана Айвазовского

Волна (1895) кисти Ивана Айвазовского

Памяти пришлось сделать небольшое усилие, увидев среди других имен Модильяни.  Не то, чтобы я не помню имени художника. Скорее, не смогла сходу сопоставить имя с его творческим багажом. Зато после внезапного флешмоба я больше никогда не забуду как минимум одну картину известнейшего итальянца 19-20 веков — «Прекрасная москательщица». Оставлю слово «москательщица» нерасшифрованным:)

Прекрасная Москательщица кисти Амадео Модильяни

Прекрасная Москательщица кисти Амадео Модильяни

Alphonse Mucha — еще одно имя, которое моя память была очень рада освежить. На уроках МХК это имя вызывало глупое хихиканье, правда, только до того момента, пока нам не представили работы этого смелого чеха. Неудивительно, поскольку арт-нуво — искусство для молодых. Во всяком случае, так сказала бы моя бабушка.

Daydrem (detail) by Alphonse Mucha

Daydrem (detail) by Alphonse Mucha

Чувство глубокого интереса к художнику закрепилось позже, когда мне посчастливилось побывать в соборе Святого Вита, где свои талантливые руки художник приложил к оконной мозаике.

John William Waterhouse стал приятным открытием. Женские образы в его работах заимствованы из мифов и других произведений литературы. Это уже само по себе интересно, поскольку, так или иначе, заставляет вспомнить о произведениях, на которые «намекает» художник. Так, одной из самых известных его работ является «Лилейная Дева», согласно легенде, умершая от любви к рыцарю Ланселоту. 

The Lady of Shalott by  John William Waterhouse

The Lady of Shalott by John William Waterhouse

Еще один автор, обративший на себя внимание участников флешмоба, — итальянец Ambrogio Antonio Alciati. Этот художник конца 19-наала 20 веков известен своими портретами,  хотя у него есть и другие работы, заслуживающие внимания своей нежностью и тонкостью.

The Kiss by Ambrogio  Alciati sold for 22.350 euro from Sotheby's

The Kiss by Ambrogio Alciati sold for 22.350 euro from Sotheby’s

Пожалуй, самым провокационным художником, предложенным для соцнетфлешмоба, стал Jean-Michel Basquiat. Американский граффитист-неоэкспрессионист известен миру как очень дорогой художник. В 2002 году одна из работ — Profit I — была выставлена на аукцион и продана за пять с половиной миллионов долларов, а пятью годами позже  еще одна работа ушла с аукциона за четырнадцать с половиной миллионов. Еще спустя год картина «Затуманенные головы» (‘Dustheads’, 1982) была продана за 48,8 (!) миллионов долларов. Это, наверное, не свидетельство того, хороший он художник или нет, но подтверждение того, что он точно востребован среди богатого населения. И это несмотря на «некрасивость» своих работ. 

Dustheads by Jean-Michel Basquiat

Dustheads by Jean-Michel Basquiat

Нравится он нам или нет, но то, что его работы вызывают эмоции, — это бесспорно. А разве не это задача искусства?

Задачу флешмоба — объединить онлайн энергию в едином порыве к прекрасному — также предлагаю считать выполненной. Как же все-таки приятно иногда вот так вот взять и по-дилетански наивно, в домашнем махровом халате подойти к делу и немного в нем покопаться. Пока чего-то официально не знаешь, не существует условных границ, которые заставляют вторить авторитетным истинам, не оставляя возможностей для полета фантазии…

Реклама

Об авторе irinanrial

Привет! Это мой персональный блог, который не преследует никаких творческих или коммерческих целей. Он родился давно - еще в ЖЖ, поэтому в нем вы найдете много нужной (и еще больше ненужной) информации обо мне, о том, что меня волнует и не волнует, а также, куда меня привели мечты, и как они ошиблись государством :)
Запись опубликована в рубрике Бессмысленные Мысли с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Поговорим?

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s